Главная >

03.06.2014 |

 Добиться значительных результатов от расширения «упрощенных таможенных коридоров» можно только изменив принцип контроля со стороны таможенных органов. Так считает генеральный директор компании «БрянскИнтерТранс» Александр Вержбицкий. 

Напомним, между руководителями таможенной службы России и Турции достигнута договоренность о распространении действия УТК на многосторонние автомобильные пункты пропуска «Троебортное» Брянской таможни и «Верхний Ларс» Северо-Осетинской таможни, а также на Туапсинский таможенный пост Краснодарской таможни, сообщил МИА «Россия сегодня» начальник управления таможенного сотрудничества ФТС РФ Сергей Коноваленко. «В настоящее время проводятся все необходимые подготовительные мероприятия между как таможенными службами Турции и России, так и участниками внешнеэкономической деятельности. Тестирование новых технологий, которые позволили бы в автоматическом режиме обмениваться информацией, планируется осуществить в текущем месяце. И уже в ближайшие месяцы мы выйдем на серьезное расширение этого проекта», – уточнил представитель таможенного ведомства. 
С просьбой прокомментировать намерение ФТС организовать «зеленый коридор» для турецких товаров в МАПП Троебортное «Логирус» обратился к генеральному директору компании «БрянскИнтерТранс» Александру Вержбицкому. 
– Всегда скептически отношусь к разным экспериментам со стороны ФТС, – поделился своим мнением собеседник «Логируса» и пояснил, почему. – Данный проект уже пробовали осуществить во Внуковской таможне в 2009 году, но он, как мне помнится, ничем особенно не отличался. Не будет значительных достижений во всевозможных экспериментах-проектах, пока не будет изменен принцип контроля со стороны таможенных органов, основанный на «получить деньги в бюджет любой ценой», пока будут действовать всевозможные контрольные показатели, необоснованные «ценовые риски». 
По словам эксперта, причиной является СУР – система управления рисками, применяемая российской стороной: «Вся предварительная информация, получаемая от турецкой стороны, будет просто разбиваться о СУР и ее «индикаторы». Ведь наши таможенные органы все равно имеют свое видение и на классификацию товара, и на подтверждение «цены сделки» – для них экспортная ДТ страны отправления не является подтверждающим документом – это так, «бумажка». 
– Я не замечал, что у турецких товаров есть проблемы с прохождением МАПП. Скорее, все проблемы связаны с выпуском ДТ. Да и все нормативные документы ФТС по СУР и так предписывали сотрудникам руководствоваться базой обмена с иностранными таможенными органами еще с 2011 года, только это никогда не отражалось на таможенном контроле и не искореняло проблем участников ВЭД по выпуску товаров и назначению необоснованных дополнительных проверок, влияющих на сроки выпуска и приводящих к значительным финансовым издержкам, – пояснил Вержбицкий. 
Скептически отнесся эксперт и к выбору пунктов пропуска для УТК, в частности, того же МАПП Троебортное, расположенного на российско-украинской границе: по словам перевозчиков, опрошенных «Логирусом», сейчас они для доставки российских товаров в Турцию зачастую выбирают паромы порт Кавказ – Зонгулдак либо Новороссийск – Самсун. 
– Также обращает на себя внимание выбор МАПП. Думаю, через территорию Украины турецкие товары в настоящее время возить рискованно. Возникает вопрос: а почему в Крыму, например, в Евпатории не начать данный эксперимент, это послужило бы и развитию Крыма, и бизнеса там, – высказал свои сомнения собеседник «Логируса». 
Данные ФТС свидетельствуют, что МАПП Троебортное – Бачевск постоянно перегружен. Например, утром в воскресенье оформления на въезд в Россию ожидали 130 грузовиков. В Брянской таможне не раз отмечали, что загрузка пункта пропуска значительно превышает проектную. Упростив оформление участникам УТК, не создаст ли таможенное ведомство проблемы другим перевозчикам – не увеличатся ли очереди с началом проекта? 
– Не думаю, что такому достаточно криминализированному бизнесу, как доставка и реализация импортных овощей и фруктов, данный эксперимент может поставить заслон или сократить его в объеме. Тут ФТС уже давно упустила инициативу, как и по ряду других товарных групп, поставляемых из Турции. Поэтому огромных очередей в МАПП Троебортное ожидать не стоит, «зеленый коридор» особенно их не увеличит, – резюмировал Вержбицкий. 
Напомним, цель УТК – ускорение таможенного оформления. В 2009 году в качестве пилотной зоны в рамках УТК были выбраны аэропорт Внуково и стамбульский аэропорт им. Ататюрка. Спустя полтора года, в марте 2011-го, Внуковская таможня выпустила в свободное обращение партию турецких товаров, доставленных по процедуре УТК уже автомобильным транспортом. Сейчас, по данным ФТС, в проекте участвуют около 40 турецких и 10 российских участников, а объем перевозок составляет 200 млн долларов или 300 тыс. тонн в год. LR