Главная >

27.10.2014 |

 С каждым годом выполнять план по таможенным сборам становится все тяжелее, и дело не только в санкциях. Об этом в интервью «РГ» рассказал руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.

– Скажу банальную, но точную фразу: из года в год выполнять план становится все тяжелее. Тем более, поправку на санкции мы не закладывали, – уточнил глава ведомства.
По словам Бельянинова, «изначально в плановом задании по импортным платежам было запланировано на 200 млрд. рублей больше, чем фактически можно ожидать». Рост курса доллара потери не компенсирует, поскольку цена нефти падает, и «изменение валютного курса компенсируется снижением объемов поступающих средств».
Глава ведомства не беспокоится из-за недополучения дохода от снижения ввоза в страну легковых автомобилей. «Снижение импорта автомобилей – это объяснимый процесс», – уточнил он, в отличие от запрета на ввоз некоторых групп продовольственных товаров из ЕС и других стран, которые ввели санкции против России. По его словам, с введением российского эмбарго таможенные посты получили дополнительную нагрузку, поскольку «не так-то просто отличить польские яблоки от украинских или, скажем, белорусских». Однако для контроля, считает Бельянинов, нужны коллективные усилия нескольких ведомств.
– Нужен комплексный анализ того, что происходит в торговых сетях, как туда попадают те или иные группы товаров, как меняются товаропотоки внутри страны. В этой схеме у таможенный службы – свой участок работы. Например, мы усилили работу в рамках так называемого постконтроля. Такие права у нас есть – проверять импортный товар, когда он уже выпущен в обращение. Мы заходим в торговые сети и смотрим документы: откуда товар, по какой цене ввезен, уплачены ли пошлины, – пояснил глава ФТС.
По данным на 21 октября, к ввозу в Россию было запрещено 818 товарных партий общим весом 19,3 тыс. тонн. Только в сентябре ФТС и Россельхознадзор пресекли ввоз 39 железнодорожных контейнеров весом 500 тонн запрещенной продукции через Смоленскую таможню. «Не все чисто на границе с Украиной. Вообще у меня ощущение, что Украина уже вступила в Евросоюз – количество продуктов питания, ввозимых к нам оттуда за счет существующих преференций, мягко говоря, удивляет. Особенно мяса», – привел пример Бельянинов.
– Из Македонии идут большие объемы персиков, из Сербии – яблок. Думаю, акценты будут постоянно смещаться, все зависит от логистики, которая выгодна в той или иной ситуации, – полагает глава ведомства, не считая при этом, что таможня «сильно давит на бизнес». «Если мы будем проводить 100-процентный досмотр, то откатимся к тем временам, когда бытовало выражение «кошмарить бизнес». У нас сегодня много действительно добросовестных участников внешней торговли. По состоянию на сентябрь определены 2 366 импортеров с низким уровнем риска правонарушений. На их долю приходится 55% от общей суммы таможенных платежей. Вряд ли стоит применять к ним жесткие меры. Мы для них стараемся максимально упростить процедуры», – пояснил Бельянинов.
Ранее ФТС для прекращения потока «сомнительных товаров», идущих в Россию через границы с Белоруссией и Казахстаном, предлагала создать мобильные группы из представителей Роспотребнадзора, Россельхознадзора, МВД и пограничников. «Сейчас это предложение находится в стадии реализации. Мы начали работу на складах временного хранения, совместно с сотрудниками Россельхознадзора, Роспотребнадзора. Пока мобильных бригад на дорогах нет», – подытожил руководитель ФТС.
Напомним, в сентябре в интернет попали приказы ФТС, предписывающие ЦТУ и СЗТУ «принять действенные меры для эффективности таможенного контроля ввозимых товаров». В документах приводились плановые задания по доначислению таможенных платежей. По некоторым сведениям, аналогичный приказ отправлен и в ДВТУ. Вскоре по спискам, попавшим в интернет, начали КТСить мелкие компании, сообщили источники «Логируса».