Главная >

10.11.2014 |

 Плечи транспортников не выдержат, если регионам разрешат взимать сборы за право заниматься перевозкой грузов автотранспортом. Так считает руководитель филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу Александр Салаутин.

Проект поправок в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды деятельности внес в Госдуму председатель бюджетного комитета Андрей Макаров, сообщил «Интерфакс». По мнению депутатов, сборы помогут пополнить местные бюджеты.
Летом правительство обсуждало возможные источники для поддержки муниципалитетов и даже намеревалось ввести налог с продаж. Из-за критики со стороны бизнеса премьер Дмитрий Медведев отказался от этой идеи и предложил фиксированные сборы, которые предприниматели платят единовременно, уточнили «Ведомости». Медведев предлагал взимать сборы только в четырех секторах: общественный транспорт, туристический бизнес, общественное питание и розничная торговля. Однако сейчас в перечне, предусмотренном поправками, 22 вида деятельности, среди которых перевозка грузов автотранспортом, ремонт и техобслуживание.
Поправки вводят базовые ставки сборов, которые муниципалитеты смогут увеличить не более чем в 10 раз. Разброс по базовым ставкам значительный – от 6 до 600 тыс. рублей в зависимости от видов деятельности. Например, ставки для перевозки грузов будут варьироваться в диапазоне 60–300 тыс. рублей в зависимости от грузоподъемности.
Как введение сборов, если поправки в Налоговый кодекс будут одобрены депутатами, отразится на грузоперевозчиках? Об этом «Логирусу» рассказал руководитель филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу Александр Салаутин.
– Крайне негативно отразятся, – полагает собеседник «Логируса». – И не только на грузоперевозчиках, но и на всех жителях страны. Ведь транспортная составляющая присутствует в стоимости каждого перевезенного килограмма груза. А тенденция снижения перевозок не изменяется. Уральские грузоперевозчики на международном направлении, например, уже потихонечку свои объемы сокращают. Казалось бы, почему? Интерес есть, грузы есть, но почему-то их все больше и больше везут иностранные водители: паритетные перевозчики или из третьих стран забирают на территории Российской Федерации и увозят наши грузы.
По словам эксперта, нагрузка на российского международного перевозчика увеличивается прогрессивно с каждым годом. «С каждым! – подчеркивает Александр Салаутин. – Например, введение утилизационного сбора. Для наших перевозчиков машины стали дороже на 200–400 тыс. рублей, а для соседей – нет. Топливо растет в цене – это еще одна статья расходов, которая прогрессивно меняется. Не удерживается на одном уровне, а растет непрерывно. Согласно прогнозу на 2015 год, повышение стоимости топлива ожидается еще на 15–30%».
– Увеличиваются затраты перевозчиков и по другим статьям, – продолжает собеседник «Логируса». – Сервис машин по сравнению с таким же сервисом в западных странах у нас очень дорогой, поэтому перевозчики обслуживают машины в Прибалтике, но все так делать не могут! А там дешевле на 30–40% за счет налогообложения, и стоимость запчастей ниже.
Эксперт напоминает о том, что постоянно говорится о необходимости поддержки тех малых и средних предприятий, которые создают высокотехнологичные рабочие места. «А что, транспортное предприятие, которое имеет транспортные средства экологических классов «Евро-5» и «Евро-4» – это не высокотехнологичное? Почему это никто не слышит? – сетует Александр Салаутин. – И это только часть вопросов, но они в значительной степени влияют на состояние предприятий. У нас уже есть примеры ухода с рынка международных перевозок».
– Также я контактирую с внутрироссийскими перевозчиками, которые говорят, что стоимость фрахта настолько упала, что грань рентабельности, и это без учета амортизации, уже около нуля. Так кто будет возить наши грузы? Какое развитие будет получать другие составляющие экономики – промышленность, торговля, сельское хозяйство, которыми востребована перевозка? – задается вопросом собеседник «Логируса».
В следующем году, напоминает эксперт, будет введена плата за проезд по федеральным автодорогам. Об этом уже заговорили региональные органы власти: если федеральные трассы будут платными, транспортная нагрузка ляжет на автодорожную сеть регионов, поскольку водители большегрузов будут объезжать «федералку». Поэтому они тоже намереваются вводить плату. «Альтернативных дорог не будет, за все нужно будет платить, – резюмирует Александр Салаутин. – Где плечи транспортника окажутся? Он не выдержит, плюнет. Очень многие руководители транспортных предприятий ведут разговоры именно в таком ключе: «Если еще будет увеличиваться нагрузка, мы прекратим эту деятельность, вот и все!»
– Поэтому нельзя то, что может быть источником реального дохода бюджета, реального дохода предприятий, конкретных людей, семей, все время считать безграничным. Это невозможно, – делает вывод собеседник «Логируса». – Считаю, что тот, кто придумал взимать плату за все подряд, далеко не прав – давайте еще и за воздух будем платить! Нельзя этого делать, допускать это нельзя. Думаю, в Госдуме найдутся люди с разумом. Есть комитет Госдумы по транспорту, который возглавляют два транспортника – Е. С. Москвичев и В. Б. Ефимов. Я уверен, что они сделают все, чтобы не допустить такого негативного решения!
Если поправки в Налоговый кодекс все же будут приняты, нельзя уповать на благоразумие региональных законодательных органов, которые могут и не применять базовые ставки сборов, или хотя бы не увеличивать их до максимума, уверен эксперт. «Бюджеты практически всех регионов сегодня дефицитны. И все – и региональные законодатели, и исполнительные органы власти – стараются выжать из предпринимателей как можно больше, – комментирует сложившуюся ситуацию Александр Салаутин. – Поэтому говорить уверенно можно только о том, что, если федерация примет такое решение, то регионы тоже примут его. И отдавать на откуп по принципу «хочу – так, хочу – эдак» – отговорка: «А мы дали им возможность». Да никто эту возможность по-другому не использует. Будет она использована. И далеко не на пользу транспортникам.
– Даже в сложные времена нужно стараться налоговое бремя снижать, а также прорабатывать и, главное, внедрять реальные механизмы поддержки, в том числе для автотранспортных предприятий.